ПОДБОР ЗАЛА ПО КРИТЕРИЯМ:
ПОИСК ЗАЛА ПО АЛФАВИТУ:
1-0 A B C D E F G H I J K L M N O P R S T V W X Y Z



Два с половиной миллиона долларов на чай
История получилась скандальной. Роберт Де Ниро известен не только как актер, но и как предприниматель. В частности, сеть Nobu (16 ресторанов по всему миру, три из них в Нью-Йорке) была основана им вместе с поваром Нобу Мацухиса. Официанты трех нью-йоркских ресторанов обвинили топ-менеджеров в присвоении чаевых и нарушении трудового законодательства США. Представители интересов более сотни работников утверждали, что руководство отнимало у них чаевые и не доплачивало за сверхурочные.

Кстати, чаевые — это святая святых американской сферы услуг. Согласно законодательству штата Нью-Йорк они принадлежат работнику, который оказывает услуги, а не владельцу или управляющему предприятия. Не оставить в ресторане 15% суммы чека равносильно неполной оплате счета. «Изъятие» у официантов чаевых в фонд зарплаты управленцев в глазах суда не очень-то отличается от воровства. В результате судебной сделки теперь каждый из истцов получит компенсацию в размере около трех тысяч долларов (за вычетом гонораров адвокатов, помогавших им).

И это далеко не первый случай. В октябре 2008 г. помощник официанта ресторана Southern Hospitality BBQ подал иск против Джастина Тимберлейка и двух его управляющих. Он тоже обвинял руководство в краже чаевых и неоплате сверхурочных (молодой человек работал в ресторане более 40 часов в неделю и не получал доплаты).

Вроде бы банальные истории — жадные менеджеры не только не платили денег трудолюбивым работникам, добросовестно обслуживавшим клиентов 40 часов в неделю, но и отбирали чаевые. Но все не так просто. По мнению Марии Орловой, юриста Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), «можно предположить, что чаевые принудительно собирались с официантов для уменьшения налогового давления, так как в 2002 году Верховный суд США принял решение, что налоговая служба США может начислять налог с чаевых не на основе налоговых деклараций, а приблизительных оценок. Возможно, после выплаты налогов обратные выплаты не производились, что и стало поводом для иска».

Таким образом, дело не в «забывчивости» менеджмента, а в необходимости платить налоги. Чаевые — это не только вознаграждение официанта, но и головная боль руководства заведений. Данная проблема, оказывается, актуальна и в других странах. Не так давно газетные заголовки пестрили заголовками типа «Ресторанная индустрия Великобритании празднует победу над налоговой службой!»; «Владельцы ресторанов получили право существенно сэкономить на налогах, которые уплачиваются с чаевых!»; «Налоговое управление разрешило вычитать из подлежащей налогообложению суммы чаевых плату за операции по кредитным картам и за государственное страхование!». Как сообщает The Independent, налоговому управлению, изучавшему систему чаевых в более чем 400 ресторанах, придется возместить ущерб ряду предприятий ресторанной индустрии и отказаться от налоговых претензий. Дело в том, что рестораторам были предъявлены огромные налоговые претензии, поставившие под угрозу их существование. В частности, от ресторанной сети Conran Restaurant Group потребовали доплатить 163,1 млн фунтов налоговых отчислений, а старейшему французскому ресторану Mon Plaisir в Лондоне после получения счета на 163,5 млн фунтов пришлось начать процесс ликвидации.

Оказывается, сегодня проблема налогообложения чаевых — одна из самых животрепещущих для рестораторов всего мира. С целью оптимизации налогов они идут на всевозможные ухищрения. Во многих заведениях чаевые включены в сумму счета, в связи с чем возникла проблема дополнительных чаевых. Официанты, не желающие оставаться без приработка, зачастую настаивают на получении в той или иной форме сверхнормативных чаевых, которые не попадают в налоговую отчетность. Впрочем, некоторые страны, наоборот, отказываются от налогообложения чаевых. Например, в прошлом году его отменили в Германии, где работники сферы обслуживания ежегодно отчисляли в счет уплаты этого налога свыше 1 тыс. евро.

А как обстоит ситуация с чаевыми у нас? Что по этому поводу думают наши рестораторы и профильные юристы?

Надо сразу отметить, что многие рестораторы не считают нужным рассказывать о судьбе этих денег, называя процесс их распределения «слишком интимным» для всеобщего оглашения. Но в целом среди них существует несколько наиболее часто высказываемых мнений по этому вопросу.

Владимир Черкасов, исполнительный директор компании ООО «Моспикник», полагает, что чаевые — это «вознаграждение заведению, а не только конкретному официанту. Традиционно считалось правильным, чтобы официант, получая вознаграждение, распределял часть его между кухней и мойщиками посуды. Мойщики помогают ему протирать стекло и посуду, что, по идее, должен делать официант, и за это он платит. Так поступают в хороших коллективах, хотя в этом вопросе у каждого своя правда. Если смотреть с точки зрения администратора, директора, шеф-повара и старшего по кухне, то мы квалифицировали бы их как вознаграждение всему персоналу».

Близкой точки зрения придерживается и Мария Орлова, ФриО: «Наличные чаевые — это благодарность гостя за качественное обслуживание, которая может быть, а может и не быть, в мировой практике чаевые — дополнительный стимул для хорошей работы персонала, но не везде. Например, в Японии чаевые не дают, и это не отражается на качестве обслуживания. В России нет установившегося четкого размера чаевых: это может быть и самая маленькая купюра — десять рублей, и процент от счета (например, 5%), и сдача от 100 рублей плюс поправки на статус заведения и регион. Практика ряда ресторанов — перераспределение чаевых между персоналом, участвующим в предоставлении услуги (не только официанты, но и повара и др.) — зависит от сложившихся отношений в коллективе либо вводится руководством. Такую практику можно назвать справедливой, это дополнительный стимул для качественной работы всего персонала, а не только того, кто непосредственно обслуживает гостя. Согласитесь, если гостя будут хорошо обслуживать, а качество приготовления блюда его не устроит, вряд ли возникнет желание отблагодарить официанта. К сожалению, практика не всегда совпадает с идеалом».

Действительно, идеалы у всех разные. Например, с точки зрения руководства, очень «справедливой» выглядит следующая схема: все чаевые собирают в общий котел, а потом делят между всеми сотрудниками ресторана, начиная с управляющего и заканчивая дворником. В принципе логично: довольный гость — это результат совокупных усилий всего коллектива, значит, и вознаграждение должно делиться между всеми, внесшими свою лепту. Однако в этой схеме есть изъян: при дележке доля руководства оказывается самой большой, а официанты на руки получают лишь малую толику того, что успели подержать в руках. Самые демократично настроенные официанты тоже предлагают собрать деньги в котел и поделить среди своих, то есть только с коллегами по смене либо с посудомойщиками и поварами, но чуть-чуть. Однако официанта-виртуоза не устраивает такая уравниловка, по его мнению, будет «справедливо», если каждый получает свое. С таким положением вещей категорически не согласны даже самые бескорыстные управленцы, не покушающиеся на кровные рядовых тружеников салфетки и подноса, потому что в коллективе начинают плести интриги, чтобы пристроиться на самые «хлебные» места.

Довольно интересный подход к этому вопросу в ряде сетевых гостиниц. Наученные опытом работы в разных странах, что чаевыми надо делиться и с налоговой, они вносят их в счет. С полученных таким образом денег платят налоги, а оставшиеся средства рассматривают как бонусный фонд для сотрудников. Все делается почти по-советски: от каждого — по возможности, всем — по потребностям. Определением потребностей занимается руководство, и мы опять возвращаемся к «справедливому», с точки зрения управленцев, распределению. Если же клиент в таких заведениях даст на чай сверх счета, то эти деньги вновь проходят по одному из вышеописанных путей распределения.

Однако практика включения чаевых в счет, по мнению г-жи Орловой, «не всегда справедлива по отношению к гостю. Во-первых, качество обслуживания его может не удовлетворить, но выразить это в отказе чаевых уже сложнее, потому что надо объясняться с персоналом; во-вторых, при качественном обслуживании он, как правило, дает чаевые, и в этом случае фактически дважды отблагодарит».

Второй вопрос: как у нас чаевые соотносятся с налогообложением?

Елена Салмина, директор департамента аудита МКПЦН, считает, что «если так называемые чаевые внесены в счет, то они становятся легальными и входят в выручку и, соответственно, в налогооблагаемую базу. Чаевыми их назвать уже нельзя, это обычная плата за обслуживание.

Если же мы рассматриваем чаевые как вознаграждение официанту — физическому лицу, то этот вопрос можно приравнять к тому, должны ли вы платить налог на прибыль, если подвезли кого-то на машине. Конечно, как законопослушный гражданин вы должны внести такие доходы в налоговую декларацию и заплатить с них налог на прибыль физического лица. Однако возникает ряд вопросов — действительно ли вы подвозили кого-то, действительно ли вам заплатили за это, планируете ли вы по итогам года внести эти средства в декларацию. Как вы понимаете, совокупность этих вопросов делает факт уклонения вами от уплаты налога на прибыль практически недоказуемым. Так же и с чаевыми. Доказать факт их получения можно только в момент получения. «Контрольными выдачами» чаевых заниматься сложно, надо, чтобы человек получил чаевые, это было зафиксировано, и, если в конце года он не задекларировал эти доходы, тогда можно говорить о скрытии доходов».

Похожего мнения придерживается и Мария Орлова, юрист ФриО: «Вопрос сбора налога с наличных чаевых уже рассматривался налоговыми органами (2004 г.), ранее решение по наличным чаевым принято не было. Было дано только разъяснение, что если ресторан включает в счет за оказанные услуги сумму вознаграждения официанту, то такая форма чаевых в соответствии с письмом УМНС по г. Москве 03-12/9764 входит в выручку предприятия и подлежит налогообложению на общих условиях. Сбор налога на наличные чаевые неправомерен как минимум потому, что нет четких критериев, а зарубежная практика такого регулирования доказывает наличие субъективных оценок при сборе такого рода налога, что уже приводило и к банкротству предприятий питания».

Ресторатор Владимир Черкасов в целом солидарен с этими мнениями: «Чаевые в нашем понимании — понимании старой школы — это одна из составляющих атмосферы стабильности работы коллектива. Эта традиция зародилась задолго до нас, и я считаю неправильным ставить ее в какие-либо налогооблагаемые рамки».

Так что же такое чаевые? Повод для подачи в суд на работодателя? Дополнительный бонус сотрудникам? Средства, утаенные от налогообложения? Наверное, сколько людей, столько и мнений. Правда, грустно становится при мысли, что выраженная таким образом благодарность уже по процентам поделена между рядом заинтересованных лиц, которых, может, и благодарить-то не сильно хочется.

О ПРОЕКТЕ | НОВОСТИ | СТАТЬИ | РЕКЛАМА НА САЙТЕ | КОНТАКТЫ